Лоллий Петрович Замойский

НЕ ЦАРСКИЕ ЭТО ОСТАНКИ!

03.06.2002 г. Москва
Статья опубликована в еженедельнике "Россия" от 11.03.2004

 

Данная статья является началом журналистского расследования Л.П.Замойского. Ссылка на публикацию в Annals of Human Biology дана не в тексте статьи, а в общем блоке ссылок. Статья публикуется в авторской редакции.

С уважением, Елена Жаворонкова

 

Тема судьбы царской семьи и вопрос о том, кого же на самом деле похоронили в Петербурге летом 1998 года под эгидой Правительственной комиссии во главе с Б.Е.Немцовым, неожиданно возникли со стороны американских ученых - генетиков.

О том, что произошло в научном мире США, где заключение комиссии Немцова подверглось критике, стало известно из публикации "Независимой газеты" (11.02.04) под странноватым заголовком "Павлу Иванову пригрозили пальчиком великой княгини". П.Л. Иванов, известный эксперт по генетике, как известно, входил в комиссию Немцова как основной специалист, на выводах которого основывалась данная комиссия, "приговаривая" останки, привезенные из Екатеринбурга, к захоронению летом 1998 года в Петропавловской крепости в качестве царских.

Происходило это накануне денежного дефолта, который ознаменовал закат ельцинской эпохи. Церемонии придан был максимально помпезный характер. Угасающая власть как бы хваталась за царские регалии, чтобы убедить других в собственной значительности. Но, вместе с тем, бросалась в глаза ущербность придуманной процедуры. Во-первых, руководство русской православной церкви не приняло участия в захоронении останков, в царском происхождении которых РПЦ не была уверена. Во-вторых, в самой правительственной комиссии, которую подгоняли с тем, чтобы она свои выводы подвела под заказ власти, возникли существенные разночтения.

Пять членов комиссии отказались подписать подсунутую им шпаргалку. Да и сама процедура принятия заключения была юридически несостоятельной. Справки о смерти, тем более такого уровня, по правилам международного права могут выдаваться только по решению суда, а не произволу частных лиц, какое бы высокое положение они не занимали. А тут дело шло об определении, принадлежат ли откопанные разными лицами под Екатеринбургом кости и черепа членам царской семьи или же речь идет о других личностях.

Кроме того, и это было существенным, к моменту начала работы комиссии Б.Немцова с участием старшего прокурора-криминалиста Генпрокуратуры РФ В.Н.Соловьева и упомянутого генетика П.Л.Иванова появились данные, что по крайней мере некоторые члены царской семьи уцелели от расправы, среди них младшая дочь царя Анастасия Николаевна Романова. Об этом было известно руководству Русской Православной церкви, а также королевскому дому Великобритании. Последнее было крайне заинтересовано в том, чтобы комиссия Немцова скорее пришла к выводу, что все члены царской семьи погибли в Екатеринбурге в июле 1918 года от рук большевиков. В этом случае денежные средства, которые числились на Западе как авуары Николая Второго и его семейства считались бы "выморочными" и переходили к ближайшим родственникам династии по английской линии. Главной наследницей тогда становилась мать королевы, которая в это время приближалась к столетнему рубежу.

Неслучайно поэтому предполагаемые останки Романовых вместе с господином П.Л.Ивановым отправились для анализа… в Англию. Было сделано все, чтобы в число погибших была зачислена Анастасия, которая проходила судебный процесс по своей идентификации в Тбилиси, где она тогда проживала. Замысел вроде бы удался, и остается только гадать, какие средства были выделены королевским двором Англии российской комиссии.

Но тем более странно, что на церемонию захоронения в Петербурге ни один член королевской семьи из Лондона так и не явился. Можно предположить, что там опасались "засветиться" на случай, если обнаружится подлог, сотворенный комиссией по совокупному заказу "семьи" и Вестминстерского дворца. Опасения эти подкреплялись мнением виднейших генетиков мира, включая авторитетов генетики англичан и американцев, немцев и японцев.

Летом 2002 года РЕН-ТВ передала в эфир фильм О.Уралова "Встреча предначертанная", посвященный судьбе спасения Анастасии Николаевны Романовой. В "России" и "Российской газете" появились материалы с обращением А.Н.Романовой к властям и Государственной думе, документы по ее идентификации, фрагменты из ее воспоминаний. Анастасия Николаевна предлагала передать денежные накопления на счетах Романовых за рубежом на нужды России, поскольку в семье была определена как распорядительница зарубежных средств царской семьи. В США и других странах, где хранились эти средства, в принципе не возражали, поскольку великая княжна помнила коды счетов царской семьи. Но они, естественно, ожидали, что власти России признают подлинность личности А.Н.Романовой и легализуют ее положение. Сделать это вроде бы можно было незамедлительно - в декабре 1994 года в Тбилиси в ходе судебного расследования были составлены 22 акта об идентификации личности великой княжны, проживавшей в Грузии под фамилией Билиходзе. К тому времени Анастасию Николаевну поместили на лечение в ЦКБ. В порядок дня встал и вопрос о выдаче ей российского паспорта. Была опубликована и книга воспоминаний "Я, Анастасия Романова…"

На эту тему откликнулись и другие органы печати. Замалчивать факт далее было затруднительно. Накопились в Японии и Германии данные, подтверждавшие принадлежность наследницы к царской семье, были они и в российских ведомствах. Но поступление крупных средств в Россию, которые могли бы помочь решить многие наши финансовые и экономические, а также социальные проблемы, видимо, не устраивали те олигархические силы, которые хотели бы, чтобы правительство России и впредь стояло бы перед ними с протянутой рукой. Нечего говорить, насколько было сильно и внешнее влияние.

Тогда большие силы были брошены на то, чтобы опровергнуть реальность появления из небытия наследницы дома Романовых и утвердить пошатнувшуюся веру общественности в доводы комиссии Черномырдина - (он был во главе правительства), Немцова - Соловьева - Иванова о гибели всей семьи Романовых. Та же РЕН-ТВ пригласила к участию в дискуссии правительственную комиссию почти в полном составе, за исключением Б.Е.Немцова, с лицами, которые отыскали великую княжну Анастасию и способствовали ее идентификации.

Мне тоже довелось участвовать в том, что называлось дискуссией. Называлось, но не стало. Прокурор В.Соловьев, явившийся в студию в нетрезвом состоянии, грубо оскорблял оппонентов, не давал им высказаться. И.Лесневская, ответственное лицо телестанции, вынуждена была даже прервать передачу, чтобы призвать "комиссионеров" соблюдать приличия, а их оппонентам - пообещать "вырезать ругательства, но оставить аргументы".

Было сделано, правда, ровно наоборот. Из выступлений нашей стороны были выкинуты важнейшие фрагменты, касавшиеся фальши так называемого генетического анализа и подтасовки его объектов. Так, был опущен важнейший факт, что при исследовании т.н. "объекта № 4" - предполагаемого черепа главы царствующей семьи был проигнорировано отсутствие на нем следов покушения, совершенного в японском городе Оту на Николая Павловича в апреле 1891 года. Тогда фанатик ударил его мечом по голове, выщербив с височной половины кусочек кости в 2,5 см длиной. На черепе, привезенном из Екатеринбурга, шрам отсутствовал, "мигрировал", как пытались убедить нас члены "комиссии". Куда он мигрировал? Может быть в Великобританию? "Мигрировала" и костная мозоль на ноге - след перелома после падения с лошади. Ее тоже не оказалось.

Детали? Да, но очень весомые. Ведь в Японии до сих пор хранятся и меч покушавшегося с каплями крови будущего императора, и платок, которым он унимал кровотечение, и одежда, пропитанная кровью. Все они до нашего времени сохраняют подлинную ДНК Николая II. А она отличается от той, которую установила комиссия. И этот факт был запечатлен в выводах японской генетической лаборатории Токийского института микробиологии директором департамента судебной медицины и науки университета Китандзато профессора Тацуо Нагаи.

Для чистоты экспертизы к этим результатам было приложение исследование в той же лаборатории фрагмента ткани мундира царя, присланного по просьбе японцев из Петербурга. И по составу ДНК она совпадала с предыдущими образцами!

Понятно, что и это свидетельство, которое я приводил, было исключено из записи выступления, равно как и слова об экспертизе президента Международной ассоциации судебных медиков г-на Бонте из Дюссельдорфа. Он исследовал состав ДНК одного из наследников семьи Филатовых, родственников Романовых, представители которой выступали в роли двойников царской семьи. Как предполагают, они могли быть убиты в Ипатьевском доме вместо царя и его семейства. На этот раз ДНК совпала с той, которую получила комиссия Немцова! Не принадлежат ли эти останки Филатовым?

Было вырезано из моего выступления и то место, где спрашивается, на каком основании в число образцов из Екатеринбурга были включены в качестве костей Анастасии, совершенно явно не принадлежавшие ей останки (образец №6). Их размеры на тринадцать сантиметров длиннее, чем рост реальной Анастасии. Что, кости сами подросли? И откуда вообще могли взяться эти останки, если ни в одном исследовании не говорилось о том, что под Екатеринбургом удалось обнаружить трупы Анастасии и ее брата? Значит, речь идет о подмене. Но можно ли идти на подлог одних костей другими, применяя методы на уровне базарных наперсточников?

Верхом цинизма, однако, явилась реакция на утверждение, что, по меньшей мере, пять членов самой комиссии не согласились подтвердить те выводы, которые подсовывали ей Немцов - Соловьев - Иванов. "Вы лжете, мы это докажем, решение принималось единогласно". Доказать не удалось. Как раз в этот момент со своего кресла поднялся Андрей Кириллович Голицын, один из пяти членов комиссии, отказавшихся подписать документ. Он объяснил резоны такого поведения и подтвердил, что пятеро членов комиссии в результате были вынуждены ее покинуть из-за несогласия.

Выступление А.К.Голицына тоже полностью было вырезано из текста передачи РЕН-ТВ. Далее была применена техника всеобщего затемнения, замалчивания фактов. Только в "Моменте истины" А.Караулова один раз прозвучала эта тема, но тоже с купюрами. И вот, когда, казалось бы, протесты против фальсификации исключительно важных для России и понимания ее истории обстоятельств удалось замолчать, появилась публикация в американском журнале, доказывающая, что заключения правительственной комиссии Черномырдина-Немцова являются ложными. А, стало быть, в Петропавловской крепости захоронены останки не царской семьи, а других людей.

Вот как излагает это Владимир Покровский на страницах "Независимой газеты": "В последнем номере американского журнала Annals of Human Biology появилась статья группы ученых во главе с Алеком Найтом из Стенфордского университета, где подвергаются сомнению результаты генетического анализа останков царской семьи, проведенного криминалистической лабораторией Павла Иванова, сотрудника Института молекулярной биологии РАН…Не говоря прямо, авторы статьи в американском журнале фактически обвиняют команду Павла Иванова в подлоге при идентификации царских останков. Свои доводы команда Найта подтверждает результатами собственного исследования. Анализ образов ДНК, извлеченных ими из ссохшегося пальца сестры царицы, великой княгини Елизаветы Федоровны. (Она была убита в Алапаевске, но ее труп удалось вывезти сперва в Шанхай, затем Иерусалим. Идентичность княгини была подтверждена ее духовником, отцом Серафимом. На груди у нее была икона Спасителя, принадлежавшая ранее Николаю Романову. Ее палец был вывезен епископом Энтони Граббе в США. Л.З.) Его анализ дал основания Найту с коллегами утверждать, что генетический код, обнаруженный ими, не совпадает с генетическим кодом, который обнаружила в костях...команда Иванова, а значит "останки не являются останками семьи Романовых".

Убийственный вывод. Понятна и реакция П.Л.Иванова, которую автор статьи в "Независимой газете" описывает так: "Павел Иванов в ярости. Тут просто надо знать этого человека". Действительно, опыт общения с ученым дал нам представление о степени самомнения этого человека, который не пожелал принять во внимание те данные, которые выявились в этом деле. В интервью Иванова "Независимой" можно узреть набор инвектив, к которым прибегает в полемике сей ученый муж. "Он не собирается публично, через научную прессу, отвечать на обвинения, но зол - чертовски". Журнал, где опубликованы выводы американских ученых, он называет "отстойным", "где серьезные ученые не печатаются". Авторам исследования в американском журнале он советует "почитать теорию вероятности". Про себя же говорит, что "стал куда более квалифицированным специалистом по генетической идентификации родства".

Пришлось извлечь из Интернета текст статьи американских ученых, чтобы убедиться в серьезности их заключений и констатации многочисленных нарушений чистоты экспертизы, произведенной П.Ивановым и его коллегами. В то же время образцы ДНК, извлеченные из останков великой княгини, сестры императрицы, по всем правилам науки были подвергнуты анализу в лаборатории Стэнфордского университета США и Национальной лаборатории Лос Аламоса. В исследовании образцов участвовали также представители Восточного Мичиганского университета, а также Вавиловского института Общей генетики Российской Академии наук. Совместная статья подписана семью ведущими учеными этих научных учреждений. Вывод их снабжен полученными в ходе экспертизы формулами ДНК и однозначен - нет, не царские это останки.

Этот вывод аналогичен сделанным ранее заключениям японских и немецких ученых, а также ряда других генетиков мирового уровня, таких как профессора Питера Гилла (Англия) и Уильяма Мейплза (США).

Что из этого следует? Прежде всего необходим пересмотр скандального решения Правительственной комиссии. Назрело создание новой комиссии для объективного исследования всех фактов, связанных судьбой царской семьи. И, конечно, нужна реабилитация как Николая II, так и членов его семьи, подвергшихся несправедливым гонениям и казням.

Этого требуют приоритеты становления у нас правового и цивилизованного государства, не говоря уже о требованиях справедливости и совести.

 

Статьи и очерки Л.П.Замойского >>