Обзор сайта Поэзия и проза Мемуары Путешествия Фотография Графика Живопись
Галерея современного искусства АртРевю

Как и для чего делаются войны

Лоллий Петрович Замойский

С каждым сообщением о том, что инспекторы, посланные в Ирак искать оружие массового поражения, ничего не обнаружили, возмущение президента США, похоже, вскипает все больше. А к Персидскому заливу отправляется очередная порция "маринз" и новейшего вооружения. Похоже, что именно отсутствие поводов для нападения на Ирак и является для отцов США самым большим доводом. Вот, мол, какие коварные, ничего будто у них нет. Но им нас не обмануть! Даже члены инспекции взмолились и обратились в Вашингтон: "Дайте же нам что-нибудь из ваших данных о местоположении оружия массового поражения. Ничего найти не можем!"

Что же касается проявления воинственности со стороны самих США, то их полное изобилие. Силы международного контроля за последние месяцы насчитали более 420 случаев нарушения границ Ирака американскими самолетами. Кувейт кишит десантниками США, и они прямо в микрофоны корреспондентов говорят, что война против Ирака - дело нескольких дней или может быть недель.

Президент Буш при этом подтверждает: очень скоро США начнут "освобождать" Ирак, то есть уничтожать его граждан, охотиться за руководителями страны, проводить массовые аресты, ставить повсюду своих людей. Европейские союзники понимают, что США затеяли опаснейшую игру, но притихли. Едва лишь министр юстиции ФРГ осмелилась сравнить поведение Буша с поведением Гитлера перед началом второй мировой войны, как лишилась своего поста. Гитлер, правда, был несколько искуснее в создании "поводов". Для провоцирования войны с Польшей в 1939 году нацистами было инсценировано нападение на радиостанцию в Гляйвиц с польской стороны. Сейчас нужды в таких акциях нет. Поведение Пентагона строится на логике волка из басни Лафонтена, согласно которой Ирак виноват в том, что Соединенным Штатам очень хочется его скушать. Вместе со всеми нефтяными богатствами, которые почти не уступают тем, которые имеет самая богатая нефтедобывающая страна в мире - Саудовская Аравия. Президент Ирака Хусейн, получив недавно стопроцентную поддержку граждан страны, а также ряда американских и европейских общественных организаций, открыто обвиняет США и Англию в наглости и дерзости, домогательстве к тому, чтобы устроить бойню и оккупировать Ирак.

Есть ли доказательства, что какое-то из убийственных средств массового поражения есть на территории Ирака? Одно доказательство цитируется прессой. Но оно специфично. Как пишут американские газеты, нынешний военный министр США Рамсфельд во время прошлой войны Ирака с Ираном лично доставлял в Багдад штаммы бактериологического оружия! Багдад тогда ведь считался союзником Вашингтона. И США старательно поддерживали огонь разгоревшейся у него с Ираном войны. Иран и Ирак, оба, были сочтены опасными соседями Израиля, война между ними устраивала политиков из Вашингтона и Тель-Авива. Но основной гнев был направлен против Тегерана, где перед этим рухнул проамериканский режим шаха. Около иранской столицы был высажен десант для освобождения американских заложников. Правда, десантники ухитрились угробить свой собственный самолет, после чего должны были срочно удалиться.

Но затем роза ветров переменилась. Врагом номер 1 стал Хусейн.

Для Хусейна коварство недавнего союзника было как гром среди ясного неба. Еще вчера посол США в Багдаде, женщина не лишенная очарования, заверяла Хусейна, что США смотрят на Ирак как на друга, и попросила его изложить свои проблемы. Самой крупной для Хусейна была проблема освоения нефтяных промыслов на территории полуострова Бубияна, принадлежащего соседнему Кувейту. Здесь, на заболоченном участке земли имеются богатейшие запасы углеводородов, но Кувейт не дал согласия на их разработку. "Как так? По какому праву? - воскликнула будто бы дама-дипломатка. - Ведь Кувейт ранее принадлежал Ираку. Только раздел этих мест превратил его в самостоятельное государство. Почему бы не исправить эту несправедливость?". Так излагали необычный диалог американские газеты. "Простите, но Кувейт ваш союзник" - заметил иракский собеседник. "Откуда вы это взяли? - удивилась дама из Вашингтона. Хусейн был озадачен. Похоже, его подталкивали к силовому решению. Не провокация ли?

Но через пару недель из посольства США доставили газеты с заявлениями двух членов иностранной комиссии Конгресса США, где подтверждалось - Вашингтон не связан союзническими обязательствами с Кувейтом.

Ирак последовал совету из-за океана, атаковал соседа, и последствия оказались катастрофическими. Против Ирака были брошены вооруженные силы Запада. Багдад подвергся яростным бомбардировкам. Велась охота за головой Хусейна. США применили новые бомбы, которые пробивали многометровую толщу бетонных перекрытий. Ведь надо было испытать новые виды вооружения. В результате были поражены несколько бомбоубежищ, где предполагалось наличие командного состава, но там находились только мирные жители. Затем Ираку, как агрессору, в наказание были навязаны международные санкции. Население и сейчас страдает от голода и блокады, не может использовать свои ресурсы, нормально торговать с партнерами, среди которых Советский Союз, вложивший в нефтяную промышленность Ирака немалые средства.

Буря в пустыне была организована из Вашингтона. В американской прессе Хусейна изобразили новым Гитлером. Больше всего злило, что он уцелел, и несмотря на лишения , население горой встало за своего руководителя. А Ираку удалось, вопреки потерям, сохранить часть вооруженных сил и своими ракетами тревожить Израиль.

Ракеты эти имели небольшой радиус действия. То, что они смогли пересечь границу, приписали коварству России. Но потом выяснилось, что дополнительный ресурс полета был получен в результате помощи одной из западноевропейских стран.

В акции против Ирака предлагали, как известно, участвовать и Москве. Но Горбачеву хватило здравого смысла, чтобы отказать своему министру иностранных дел, который прилетел к нему из Вашингтона с этим коварным предложением.

И вот сын прежнего президента США, Буш-младший, решил сыграть в ту же игру, но уже без всяких хитростей и расширив ее пределы до опасных масштабов.

Могут сказать, что за минувшее время произошли важные перемены. Америка подверглась атаке террористов. Ее гордость - символы финансовой и торговой мощи, башни близнецы Нью-Йорка были уничтожены атакой самолетов, поднявшихся с американских же аэродромов. Буш младший во всеуслышание объявил войну международному терроризму. Солидарность с ним выразили правительства многих стран, включая Россию, оставшуюся на месте разрушенного Советского Союза и весьма уязвимую против происков внешних и внутренних террористов. Мы даже спокойно восприняли размещение американских военных аэродромов в нашей бывшей Средней Азии.

Еще вчера мы знали, что движение талибан, которое грозило перехлестнуть наши южные границы, создано на деньги США. Знали, что идеолог движения Бен Ладен является американским агентом, что он в состоянии содержать террористическую организацию с фанатичным ваххабитским уклоном, забрасывать ее представителей к нам на Кавказ. А своих пилотов-террористов он тренировал на американской военно-воздушной базе Пенсакола, воспетую во многих американских боевиках, как "альма-матер" рейдов на Ближний Восток и в другие места. Именно там и обучали сокрушителей башен - "близнецов".

И вот только после этого США вдруг объявляют своих прежних протеже злейшими врагами. Недавно нас обвиняли в "имперских стремлениях" за ввод своих войск на территорию Афганистана. А теперь США не только оккупировали Афганистан, но и объявили "дугой зла" целый ряд стран мира, отстоящих от Вашингтона и друг от друга на тысячи километров. Чему мы тогда удивляемся, когда среди носителей "дуги зла" фигурирует Ирак, который ранее подвергался нападению США и их союзников?

Разве не должно радовать нас пусть запоздавшее, но все же признание связей организаций террористов с боевиками Чечни, на которые мы безуспешно указывали ряд лет Западу? Но так ли уж далеко отошли наши партнеры по борьбе с терроризмом от двойных стандартов? Для США лорд Джадд и другие западноевропейцы признают легитимным применять оружие массового уничтожения и силовые методы против отстоящих от них на тысячи километров регионов. Но когда касается выдачи террористов, которые перекочевали беспрепятственно под крыло ряда западных стран, той же Англии и Дании и даже соседнего с нами кавказского государства, наши собеседники сурово хмурят брови и требуют исключительно политического урегулирования. Что позволено Юпитеру, не позволено быку?

Нет ли здесь двуличия или вернее наличия второго плана намерений, который в итоге и может оказаться не вторым, а первым? В самом деле, избирательность карающих планов как бы сказали ученые, сингулярна. Разве нет средств массового поражения у целого ряда стран, которые США как бы не замечают? Едва не разгорелась вновь война между Пакистаном и Индией, а Пакистан сыграл немалую роль в распространении движения талибан на афганскую территорию, откуда оно угрожало переметнуться в Узбекистан и другие среднеазиатские республики, входившие в Советский Союз.

Разве нет запаса ракет и атомных средств у союзных с США ближневосточных государств. А вы слышали когда-нибудь, чтобы в Вашингтоне задавались целью проверить, нет ли этих видов оружия в Израиле? Угрожали этой стране санкциями или хотя бы инспекциями?

Разве не заметны различия в политике США, скажем в отношении КНДР, по сравнению с тем же Ираком, не только в тональности, но и практических шагах? Они отмечены куда большей терпимостью. А буквально накануне Буш включал КНДР в ту же любимую "дугу зла".

Мы, впрочем, помним, что еще при Рейгане и Кейси штабом международного терроризма объявлялась Москва, наша страна "империей зла", а покушение на папу римского, совершенное турецким фашистом Агджой, приписывалось Болгарии и Советскому Союзу. Лишь сравнительно недавно, после того как Агджа сам опроверг пресловутый "болгарский след", и отчетливо намекнул на американские мотивы процесса над болгарским гражданином, эта версия отпала. И сам папа римский в ходе визита в Болгарию отверг эти инсинуации. Это говорит о здравомыслии Ватикана. Что же касается перемены мнений в Вашингтоне, они могут иметь тактический характер и верить им до конца не приходится. Ибо сказано в Писании - "единожды солгав, кто тебе поверит?"

И, наконец, о религиозной стороне вопроса. Спросите любого арабиста, и он подтвердит в основном светский характер иракского государства. Вы можете быть любого мнения о Хусейне, его режиме, но вряд ли заметите там черты религиозного фанатизма. В связях с террористами "Аль-Кайды" американцы его не могут упрекнуть, а если и хотят, то доказательства привести не в состоянии.

Каковы тогда причины почти религиозного исступления и озлобленности, на этот раз, со стороны США и Англии против Ирака? Любой ответит вам, что пахнет от такой политики отнюдь не теми " общечеловеческими ценностями", на которые любят ссылаться на Западе, а нефтью и миллиардными доходами от нее. Нефть - ключ к мировому господству. Кто владеет источниками энергии, тот хозяин положения. Никакие виды цивилизации и экономики не могут развиваться без горючего.

Во многих местах кладези горючего заметно истощаются. Это касается Северного моря, где Англия и Норвегия добывали огромные объемы нефти и газа. Тают запасы и в сказочно богатом Персидском заливе. Отсюда устремления главного истребителя мировой энергии к захвату месторождений, вроде иракских, каспийских, среднеазиатских. И Ирак среди них занимает ключевое положение.

Не получится ли так, что под прикрытием борьбы с терроризмом США получат лицензия на убийство неугодных им режимов и будут все более расширять масштабы своего вмешательства? Об отсутствии международных правовых основ и опасности такой политики не так давно высказался в конце минувшего года в авторитетном итальянском журнале "Эспрессо" старейший журналист и писатель Джорджо Бокка. "Мы переживаем период изменений, который ввергает в кризис демократию во всем мире и с каждым днем превращается в издевательство над международным правом. Великие державы игнорируют Объединенные Нации, повсюду возникают очаги беззаконий. Утверждается гангстерская концепция отношений. Возвращение к временам Гитлера и Муссолини оправдывает слухи о том, что история повторяется. Сходство и в самом деле впечатляет".