Обзор сайта Поэзия и проза Мемуары Путешествия Фотография Графика Живопись
Галерея современного искусства АртРевю

Двое в лодке

Кикладские острова (Греция)

Яхта EVANGELOS (SUN ODYSSEY 43)
22.09.2009 - 7.10.2009

Ирина Колоскова

Маршрут

Наверное, найдется немного людей, которые, однажды испытав ощущение полёта над волнами под парусами, не захотят повторять это вновь и вновь. Так и я, не смотря на неприятное пристрастие к приступам морской болезни, несказанно обрадовалась возможности еще раз оказаться на яхте. Так случилось, что все на кого мы рассчитывали, в последний момент не смогли поехать. На этот раз в экипаже нас только двое – я и Дима. Дима - капитан. Я - малоопытный, да еще склонный к приступам морской болезни матрос (о походе вдоль берегов Сардинии и Корсики на яхте МИРА (BAVARIA 39), я рассказывала >>).


Парусная яхта EVANGELOS
SUN ODYSSEY 43,
Jeanneau, 2001

На этот раз с помощью компании БУССОЛЬ мы заказали яхту SUN ODYSSEY 35 в Греции в "Афинских яхтах".

Специально для тех, кто по разным причинам не смог пойти с нами я описала все увиденное и прочувствованное, чтобы они пережили эффект присутствия. Ну, а те, кто ни разу не был в море, поймут, что, прежде всего, ЭТО ВОЗМОЖНО! Дальние страны, паруса, ветер, море - всё доступно,. нужно только захотеть. Конечно, возразите вы, не у всех муж яхтенный капитан, а без профессионала никто не даст яхту в аренду. Зато можно арендовать яхту вместе с капитаном! Вам остается собрать экипаж из близких по духу людей, определиться со временем - со сроками и продолжительностью.
Можно следовать известным, пройденным другими экипажами маршрутам, можно составить свой , желательно реальный по срокам и по силам.
Помимо удовольствия от моря, воздуха, облаков, солнца, легкого звона ветра в парусах, можно посетить много замечательных исторических мест на суше, невероятно красивые бухты. При этом вы всегда находитесь в уютном комфортабельном доме. Вещи, пища, душ, чистая кровать всегда рядом.

Подготовительный день.

22.09.2009 г. Афины

Созвонившись с чартерной компанией «Афинские яхты» по прилету в Афины в полдень, мы узнали, что из-за проблем с заказанной яхтой завтра нам без вариантов могут дать только яхту побольше SUN ODYSSEY 43 , зато стоит она не в Лаврио на восточном побережье Аттики, а в порту Каламаки в самих Афинах. Ничего не оставалось, кроме как согласиться.

Мы поселились в отеле недалеко от станции метро “Omonia”. В этом районе много недорогих отелей. Отель Дима заказал заранее через Интернет. А спустя 2 недели мы уже безо всякого букинга спокойно поселились рядом с той же "Омонией" уже в другом отеле с красноречивым названием “Easy Eccess”. Действительно на пару минут ближе к станции метро.
Станция “Omonia” - один из трех крупных пересадочных узлов метро в Афинах. По одной ветке от нее вторая остановка cтанция “Akropolis", по другой вторая “Syntagma”, современный административный центр города. Расстояния между станциями по московским меркам очень короткие.
На пл. Syntagma находится парламент Греции, Президентский дворец и могила Неизвестного Солдата, Их охраняет почетный караул президентской гвардии - эвзоны ( ύζωνοι - хорошо подпоясанный). Незабываемое впечатление. О них я ниже напишу подробнее.

Смена караула проходит каждый час. Три гвардейца свободно марширует из казарм вокруг ограждения парламента прямо по тротуару среди пешеходов, при этом они обходят выступающие козырьки киосков, под которыми большинство пешеходов проходил свободно, не наклоняя голову. Их сопровождает военнослужащий в камуфляже. Он идет свободной походкой и вступает во взаимодействие с окружающим миром, чтобы оградить караул от малейшего контакта, отвлекающего от важной миссии - демонстрировать миру, какими сильными и красивыми могут быть греки. Перед сменой караула поправляет детали одежды на гвардейцах. И никуда не уходит от своих подопечных. Иногда разрешает туристам сфотографироваться рядом с гвардейцем и подводит их по одному. Он как актер кукольного театра - оставаясь в тени, обеспечивает непрерывность и торжественность действия. Каждая деталь костюма эвзона связана с событиями борьбы за независимость и что-то символизирует - белые шерстяные чулки, юбочки с множеством складок, большие черные помпоны на носках тяжелых туфель Во время церемонии смены караула эвзоны поднимают и удерживают ногу под прямым углом, сучат ей, подобно лошадкам на выездке или на поклоне в цирке. Позже я узнала, что шаг эвзонов действительно посвещен боевым греческим коням. Залюбуешься - выправка, высоченный рост, синхронность движений и легкость, с которой они управляются с тяжелым карабином.



Афинский общественный транспорт
Очень удобная и, я бы сказала, щадящая система оплаты проезда. Билет стоимостью 1 евро дает право на проезд на любом виде общественного транспорта, в том числе наземного, в течение полутора часов с момента компостирования в начале использования. Билет стоимостью 3 евро можно использовать 24 часа с начала использования.
До аэропорта можно добраться на метро по ветке, которая проходит через станцию “Syntagma”. Нужно купить на любой станции билет стоимостью 6 евро. Или 10 за двоих (цены в 2009г).
Из-за теплого климата эскалаторы выходят прямо на улицу (я представила, как бы это работало у нас под снегом и дождем), а для инвалидов или пассажиров с тяжелым багажом на платформах есть лифты.
Мы пользовались электричкой, метро и трамваем. Удобные вагоны с электронными информационными табло, , объявление остановок и пересадок на двух языках - греческом и английском, на платформах табло с информацией о временны́х интервалах до следующего поезда, а то и больше. Думаю, что именно поэтому мы не видели в городе автомобильных пробок. А улицы в Афинах не сравнить с московскими проспектами. И город по площади не меньше. При таком удобном и недорогом общественном транспорте нет смысла пользоваться в городе личным автомобилем.

1-ой день. 23.09.2009.

Афины. Марина Алимо.

Ближайшая к марине остановка транспорта называется “Edem”. Там нас ждала яхта с созвучным названием EVANGELOS (Sun Odyssey 43). Как и обещали, её подготовили к 12 часам. Дима долго и тщательно осматривал яхту, ее снаряжение и оборудование. О слабом месте – плохой зарядке аккумуляторов - нас сразу предупредил представитель компании и посоветовал при нехватке электроэнергии сразу запускать двигатель. Дима занудствовал, я сушила влажные вещи на палубе под бжаруким солнцем. Яхта была насквозь мокрая - перед нашим приездом неделю шли нехарактерные для Греции дожди. Вода заполнила даже колпаки навигационных фонарей.

Наконец, подписали бумаги, водитель на машине компании отвез нас в супермаркет за продуктами. Стартовать решили утром.

Проснулись едва рассвело, около 6-ти. Подняли и осмотрели паруса. Предыдущий день был ветреным и этого нельзя было делать. И не напрасно – шкоты от обоих рядов рифов грота были пропущены и завязаны не с той стороны, они зажимали грот. К тому же в сумерках стало видно, что не горит правый, зеленый, сигнальный фонарь на носу. Вызвали электрика.

Забегая вперед, скажу, что яхта за все время двухнедельного похода ни разу нас не подвела. Она была надежным средством передвижения, уютным домом, доверчиво откликалась на любое движение рулем и стала нам настоящим другом. Уставали мы, устало гудела от напряжения мачта "Евангелоса".

 

2-ой день. 24.09.2009.

Афины. Марина Алимо – остров Кеа.

Позавтракали, в 10-40 покинули марину и пошли вдоль южного берега Аттики на восток - к Кикладским островам. День был солнечный, ветер слабый, но попутный. Паруса подняли, но все равно шли под мотором. Часа через 2 на ровном месте меня поймала морская болезнь, я забегала от борта к борту. Когда еды в желудке не осталось, стало еще противнее, казалось, пищевод вывернется наизнанку и выскочит из меня. В перерывах между приступами купалась в море на швартове. Яхта мягко тянула меня за собой. Приятно! Ни с чем не сравнимые ощущения.

Капитан не купался – опасался внезапного шквала ветра. В тот день не случилось, но вскоре море нам показало, что Дима был прав - в море надо всегда быть готовыми к любой неожиданности.

В 16 часов подошли к мысу Сунион , на котором есть ориентир - остатки колоннады храма Посейдона. Вскоре Аттика осталась в тумане, а прошли с виду совсем необитаемый остров Макронисос, и в 17-25, едва село солнце, вошли в небольшую бухту Ormos Kavia (Kundurus) на западе острова Кеа (N 37о34’26,8” E 24о16’67,5” ) и встали на якорь. Расстояние от Афин по прямой - 37 морских миль (1 м.м.=1,852 км). Но парусные суда, что понятно, по прямой не ходят.

В бухте уже было несколько яхт. В основном Баварии.

 

3-ий день. 25.09.2009.

Остров Кеа N 37о34’26,8” E 24о16’67,5” – Остров Сирос г. Ермуполис

Проснулись около 7 утра.  Яхты стоят на зеркальной поверхности моря, ровной и гладкой.  Неторопливо завтракали и любовались сонными яхтами и  четкой границей бухты – там, где берег острова не прикрывал поверхность воды от ветра,  море резко меняло цвет на темный. Иногда вдоль острова, по темной полоске открытого моря, проходили  паромы.  Хорошо! Впереди почти 2 недели  простора и свободы.

 

Вышли в 10-10 и на границе бухты бросили в воду кранец, стали тренировать швартовку, чтобы почувствовать особенности управления нашей яхтой. Яхта была послушна и доброжелательна, мы с ней подружились.  Быстро вернули кранец борт, вышли в пролив и повернули на юг.  Между островами всегда сквозняки. А здесь особенно. Дима сказал, что этот ветер постоянный, он разгоняется от пролива Доро (Кафирефс). Видимо, есть где разгуляться.  Очень резво пошли под парусами. Я не записала точной скорости,  потому что у нас на палубе не работал прибор, который показывает скорость в узлах, а в салон я не спускалась, опасаясь приступов морской болезни.  К слову сказать, вчерашнее шатания от борта к борту не повторились, и я несколько дней наслаждалась спокойной жизнью «старого морского волка», которому никакая качка нипочем.

В 15-20 и в 16-10 нам последовательно повстречались и  быстро скрылись вдали  белоснежные круизные лайнеры AEGEAN PERL  и AQUAMARIN. Привычными маршрутами шли обязательные трудяжки паромы. Вечно спешащие,  виртуозно разворачивающиеся при любой качке и в любой бухте, всего на несколько минут замирающие открытой кормой у пирсов, вскоре они станут нашими постоянными спутниками и хорошими знакомыми.  MIKONOS ANE, VODOFON и самый красивый - BLUE STAR FERRIES.  Позже, в разных портах, мы  неоднократно слушали, как под звуки музыки открывается  и закрывается  его огромная дверка-мостик.

Едва повернули за южную оконечность Кеа на восток,  ветру из Доро стало с нами не по пути, а местного ветра не было. Наступил полный штиль. Привязали петлю швартова  на мою ногу, и я пошла купаться. Было так тихо, что Дима тоже решил покупаться. Но, в отличие от меня,  с пользой для дела. Он  нырнул с маской под дно яхты и прокрутил лопасти винта счетчика скорости, заросшего ракушками..  Почувствовав  свободу, винт благодарно заработал.

Когда шли вдоль северного побережья острова Сирос (SYROS) повстречали много маленьких рыбачьих катерков.  Мы  всем доброжелательно помахали руками, нам ответили тем же.

Столица острова Сирос, а заодно  и всех Кикладских островов, город Ермуполис, он же Гермесоград, находится в северо-восточной части острова, он встретил нас разноцветными домиками, очень похожими на домики в Кастельсардо на Сардинии. Только там они как цветы на клумбе или в корзине ограничены стенами крепости, а здесь свободно расползлись по двум  холмам. Ближний к морю холм увенчан храмом с голубым куполом и четырьмя колокольнями, по архитектуре  напоминает мечеть.


Вид на со стороны моря на Ермуполис

Храм Восквесения Христова

В 18-44, за несколько минут до захода солнца, ориентируясь на мачты яхт, мы вошли, как потом поняли,  в рыбачий порт и  пришвартовались правым бортом к пирсу.  Единственный раз, когда нам хватило места на такую вольную швартовку.
Парни с ближайшей яхты  помогли принять концы, и мне не пришлось прыгать на берег. К слову сказать, и в дальнейшем в каждом порту  находились  понимающе люди, которые вовремя приходили на помощь.  Швартовка - это вообще отдельная достойная тема.

Швартовка на Кикладах.

Перед входом в бухту нужно обязательно ознакомиться  по лоции с её глубинами.  Яхта – судно килевое, ему подойдет не  всякая глубина. Как правило, в бухтах есть не только марины для яхт, но и пирсы для непрерывно приходящих-уходящих паромов и для рыбацких судов, которым  и  полметра глубины в самый раз.  Яхту  нужно поставить там,  где глубже.
Изредка  на входе в бухту нас встречали специальные представители, которые привлекали внимание экипажа, говорили, вернее, кричали и показывали жестами место, подходили туда и руководили швартовкой. Но в большинстве случаев, может только в это время года - все-таки не пик сезона, яхты входят или влетают в бухту и кружат, самостоятельно высматривая свободное  место среди частокола из мачт. Во всех посещенных нами маринах на Кикладах напрочь отсутствовали муринги – закрепленные на дне концы, которые удерживают нос яхты (на материке - в Алимо и в Лаврионе - они были).  Поэтому мы, как и все остальные,  использовали носовой  якорь. По команде капитана на приличном расстоянии от пирса я опускала якорь и отдавала якорную цепь,  цепь разматывалась, а яхта задним ходом двигалась к пирсу.  На берег передавали швартовочные концы и принимали их обратно после обводки кольца или кнехта. Жестко швартовы не закрепляют, чтобы при отходе отдав один конец, выбрать всю длину. Яхта встает на растяжку, идея простая – с одной стороны ее тянет на себя и удерживает якорная цепь, а  я другой – швартовы.   Если место узкое, я бегала по бортам и «одерживалась», попросту отпихивалась от соседних яхт, дежась за их лееры и подставляла свободный кранец – плотно надутый  цилиндрик или шар,  защищающие борта яхт от трения друг о друга.  Кранцы вывешивают по бортам перед швартовкой, но они могли отодвинуться в сторону, выдавиться. Однажды даже отталкивалась от черного, идеально глянцевого бока мегаяхты «Адмирал», которая всерьез наваливалась на нас. Силы были неравные,  подвинулась не огромная  мегаяхта, а «Евангелос», и за ним весь ряд пришвартованных яхт.  Если на яхтах были люди, они помогали - принимали швартов, одерживались. 

А я наслаждалась властью над тяжелой якорной цепью, данной мне электрическим приводом и пультом с кнопками UP и DOWN.    Когда яхта замирала, я честно шла в душ, а перфекционист Дима еще долго привязывал яхту дополнительными растяжками-стрингами и выправлял ее перпендикулярнее некуда.  Зато уж стояли мы надежно, какой не случись ветер.

 Итак, остров Сирос, по-гречески Сира. Столица Киклад город Ермуполис.  В XIX веке это был крупнейший торговый порт Греции, тут жили богатые судовладельцы, поэтому много роскошных зданий с замысловатыми решетчатыми балконами и лепным декором, не уступающих столичным. Я имею в виду не только Афины.

Как я уже писала, от привычного стиля  кикладских домиков – белоснежных с голубыми дверками и ставнями - его отличает разноцветная цветовая гамма в пастельных тонах.  Вечером мы пошли к похожему на мечеть храму на холме. Это впечатление создавали две симметрично расположенные  колокольни. Вечером Храм красиво подсвечивался.

Улицы в городе идут по кругу вокруг холма.  Мы же поднимались прямо по склону по лесенке от порта. Здесь  раньше были судоверфи.  Дима распознал их в заброшенных добротных каменных зданиях по  характерным деталям - широченным  створам ворот. 

8 часов вечера,  на улицах никого кроме кошек, изредка проезжают машины. В этом месте мы впервые столкнулись с неожиданным эффектом обманной оценки расстояния - казавшийся далёким и труднодостижимым храм на вершине, вдруг возник неожиданно близко.  Так же ошибались на других островах Киклад еще не раз.  Наша московская оценка расстояний не работала. Хорошо, что в лучшую для нас сторону. Как и большинство церквей, до которых мы  с трудом добирались,  храм оказался закрытым.  Из надписи узнали, что это Святой Храм Воскрешения Христова (HOLY CHURCH OF THE RESURRECTION OF CHRIST) и построен он в 1874 году.


Храм Святого Николая

Немного спустились в сторону моря  и  наткнулись на  грандиозное сооружение неоклассического стиля -  Царковь Св. Николая.  В скверике перед ний  стоит первый в мире памятник неизвестному солдату - памятник Пропавшего без вести Борцу - со спящим львом на обелиске с барельефом фигуры обнаженной по пояс женщины на фронтальной стороне, которая что-то налетописила над своей головой  на чистом греческом языке.

Буквально через 100-150 м  на площади Вардаки - здание театра АПОЛЛОН,  по слухам это самый первый в Греции оперный театр, в котором частенько выступали звезды Ла Скала. Он и спроектирован как миниатюрная копия  знаменитого миланского театра.  Через пару десятков метров площадь Миаули, неё украшает  поражающее величественностью и совершенством неоклассического стиля здание мэрии.  Творение известного немецкого архитектора Э.Циллера по размерам мало уступит  Большому Кремлевскому дворцу. Эрнст Циллер  -  автор лучших зданий Афин, включая королевский (ныне президентский)  дворец, а так же первый олимпийский стадион "Прекрасномраморный" (Kallimarmaro), построенный к самым первым Олимпийским играм  современности  1896 года.  Циллер тогда повторил по форме и материалу античный стадион Ирода Аттика,  он даже  использовал  мрамор из того же месторождения, с горы Пенделикон.


Памятник пропавшему без вести борцу.

Здание мэрии. Архитектор Эрнст Циллер

На площади Миаули стоит еще один памятник какому-то деятелю в полный рост, с якорями на пьедестале и рядом две настоящие ржавые старинные пушечки на лафетах.  Где-то здесь есть археологический музей, но мы в него не успели.

100 метров по короткой торговой улочке от площади Миаули – и бухта.  Справа в южной части – причал для паромов, слева и в центре – яхтенная  марина.  Есть  колонки с водой и электричеством.  А мы-то ошибочно встали в дальний порт за старыми верфями! Сожалели об этом всего несколько секунд.  Шумная, полная огней и ресторанов набережная, вплотную к яхтам тесно стоят столики. Яхты нещадно качались на волнами от частых паромов. Что делать - столица.   Экипажи сидели  за столиками  с кучей пустых бутылок от пива. Неуютно здесь, поэтому пришвартовано всего 3 яхты.

«Евангелос» стоит хоть и  далеко от цивилизации, зато там тихо, спокойно и не качает.


Продолжение >>